БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
и НАЛОГОВОЕ ПРАВО

Закон служит для того,
чтобы оправдывать несправедливость
pic.© 2009 Css1c.narod.ru
   Навигатор
  • Главная
  • Новости
  • Документы
  • Консультации
  • Статьи
  • Бланки
  • Форум
  • Rating SALDO.ru
    Практический бухучет
      Вопросы и консультации
      Налог на добавленную стоимость

    на главную | все темы | эта тема



    Письмо №БГ-02-12/52 от 10.12.2002
    О представлении документов для камеральной проверки деклараций по НДС

    Вопрос: Вправе ли налоговая инспекция требовать от налогоплательщика представления первичных и других документов при камеральной проверке деклараций по НДС?

    Ответ: Да, вправе.
    Абзац 4 ст.88 НК РФ определяет, что при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе запросить у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Здесь говорится о праве налогового органа затребовать документы, но не устанавливается обязанность налогоплательщика их представить.
    Как следует из положений ст.80 и 88 Кодекса, задачей камеральной налоговой проверки является проверка правильности исчисления налогоплательщиком налоговой базы и суммы налога на основе налоговой декларации и документов, представленных налогоплательщиком в подтверждение тех или иных положений декларации, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
    Требования налоговых инспекций относительно состава представляемых для камеральной проверки документов имеют свои границы, поскольку проверка состоит в выявлении ошибок, допущенных при заполнении налоговой декларации. Это счётная проверка представленных документов. Их перечень установлен законами о конкретных налогах, о бухгалтерском учёте и отчётности.
    Если камеральной проверкой не выявлено ошибок и противоречий в отчётности, то нет оснований устанавливать соответствие представленной декларации первичным документам - это предмет выездной налоговой проверки. Одна форма контроля не должна заменять другую.
    По расположению процитированного выше абзаца в ст.88 видно, что истребование документов возможно в случае, когда выявлены ошибки в заполнении декларации или противоречие между представленными сведениями, о чём говорится в абзаце 3 этой статьи.
    Если налогоплательщик не представил документы, затребованные налоговым органом для устранения ошибок и противоречий, то реакция инспекции должна состоять не в наложении взыскания за непредставление документов, а в доначислении налога исходя из правильного (без ошибок и противоречий) применения закона.
    Порядок затребования документов, процедура, форма и сроки их представления также не регламентированы. Инспекции в своих требованиях нередко ссылаются на ст.93 «Истребование документов» НК РФ. Однако эти ссылки необоснованны.
    Статья 93 НК РФ говорит об истребовании документов, необходимых для проверки. Но для камеральной проверки необходимы документы, которые представляются налоговому органу налогоплательщиком без всякого истребования, в силу закона. Счётный характер проверки предопределяет достаточность этих документов. Таким образом, перечень необходимых документов определяется не личным усмотрением проверяющего, а законом.
    Направляя требование о представлении первичных документов для камеральной проверки, налоговая инспекция объективно не может знать их точного состава и объёма. Но при наложении штрафа в размере 50 руб. за каждый не представленный документ инспекция должна чётко указать в решении, какие конкретно документы и в каком количестве ей не представлены (ч.1 ст.126 НК РФ). Выявить это можно только при выездной налоговой проверке, но это другая форма контроля.
    Следовательно, ч.1 ст.126 НК РФ фактически не может быть применена в случаях, когда, налогоплательщик не выполнил требований налоговой инспекции о представлении документов для камеральной проверки. Но даже когда состав истребуемых документов известен, их непредставление для камеральной проверки не является наказуемым, если только закон о конкретном налоге прямо не обязывает налогоплательщика представить эти документы в составе налоговой отчётности.
    Судебно-арбитражная практика подтверждает обоснованность данной позиции (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 июля 2001 г. №А42-2648/01-27).

    Николай Пекельник,
    Советник налоговой службы I ранга

    pekelnik@online.nsk.su


    на главную | все темы | эта тема
      © 2009 Налоговое право: распространение материалов, опубликованных на сайте, без письменного разрешения редакции запрещено.
    Сайт создан в системе uCoz