на главную |
все темы |
эта тема
Письмо №БГ-02-09/135 от 25.09.2002
О резерве на предстоящую оплату отпусков
Вопрос: Можно ли так составить приказ об учетной политике, чтобы сумма резерва на предстоящую оплату отпусков в налоговом и бухгалтерском учете совпадали?
Ответ: Нет, поскольку приказ об учетной политике по бухгалтерскому учету организация должна была утвердить до 31.12.2001, когда о появлении норм создания такого резерва в налоговом учете она знать не могла.
В случае совпадения порядка формирования резерва в налоговом и бухгалтерском учете, такое совпадение будет выглядеть как подлог приказа об учетной политике.
В бухгалтерском учете создание резерва на предстоящую оплату отпусков предусмотрено п.72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
Организации самостоятельно определяют как целесообразность создания такого резерва, так и способ резервирования. Обычно такой резерв создается путем ежемесячных отчислений, которые составляют одну двенадцатую суммы создаваемого резерва.
Размер отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков является элементом учетной политики организации и должен быть отражен в приказе об учетной политике.
При расчете размера резерва учитываются следующие показатели:
- предполагаемая сумма расходов на оплату отпусков на предстоящий год;
- сумма ЕСН и взносов в ПФ, начисленная на предполагаемый годовой фонд оплаты отпусков;
- сумма страховых взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленная на предполагаемый годовой фонд оплаты отпусков.
Предполагаемая сумма расходов на оплату отпусков на предстоящий год величина достаточно неопределенная, поэтому может быть как завышена, так и занижена по отношению к реальным расходам на оплату отпусков. Особого смысла занижать или завышать ее для целей бухгалтерского учета нет, поэтому вернее было бы рассуждать о политике организации в отношении данной суммы только во взаимосвязи с налоговым учетом. Поскольку для целей налогового учета используется та же самая величина предполагаемой суммы расходов на оплату отпусков, было бы странно, если бы она устанавливалась различной для целей бухгалтерского и налогового учета.
В налоговом учете организации теперь могут создавать такие резервы, но порядок их создания и использования отличается от рассмотренного выше.
Как и в бухгалтерском учете размер резерва в налоговом учете определяется расчетным путем.
Для расчета используются следующие показатели:
- предполагаемая годовой фонд оплаты труда на предстоящий год;
- предполагаемая сумма расходов на оплату отпусков на предстоящий год;
- сумма ЕСН, начисленная на предполагаемый годовой фонд оплаты отпусков;
- сумма взносов в ПФ, начисленная на предполагаемый годовой фонд оплаты труда.
Следует обратить внимание на то, что согласно пункту 16 статьи 255 «Расходы на оплату труда» НК РФ в состав расходов на оплату труда включаются суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, в том числе по обязательному страхованию в силу Закона.
В 2002 году к обязательному страхованию относятся:
- взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- взносы на обязательное пенсионное страхование.
Однако взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний поименованы в подпункте пункта 1 статьи 264 «Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией» НК РФ, как относящиеся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Единый социальный налог, который по определению является федеральным налогом, не относится к отчислениям на обязательное социальное страхование, а суммы отчислений в ПФ служат вычетом при исчислении ЕСН.
Олег Морозов,
шеф-редактор журнала «Бизнес Практика»
morozoff@online.nsk.su
на главную |
все темы |
эта тема